Франчайзинг (комплексная предпринимательская лицензия) – широко распространенная в мире форма партнерских связей и делового сотрудничества. Содержание франчайзинга сводится к следующему: головная – чаще всего это крупная, авторитетная и достаточно известная рядовому потребителю – компания заключает договор с мелким самостоятельным предприятием (чаще всего создаваемым именно для этой цели) о предоставлении ему исключительного права на выпуск определенных товаров и их сбыт, а также оказание услуг под торговой маркой данной компании на определенном рынке. То же самое кратко можно определить как "работа по лицензии".
При такой схеме взаимоотношений участвуют две стороны:
правообладатель (франчайзер) – головная компания, которая передает какие-то определенные права, включая право на пользование торговой маркой;
пользователь – мелкая компания, которая по договору получает от франчайзера какие-то определенные права, включая право на пользование торговой маркой. При этом важно отметить, что оператор выступает как самостоятельный производитель, является юридическим лицом, имеет свой расчетный счет, самостоятельный баланс, т.е. ведет дело на свой собственный "страх и риск".
Однако пользователь осуществляет свой бизнес под вывеской правообладателя, т.е. пользуется его торговой маркой. Эта форма сотрудничества особенно эффективна для вновь возникающих предприятий, поскольку авторитет уже "наработан" правообладателем, на рекламу почти не нужно тратить средств, потребитель уже привык к торговой марке, а следовательно, к товару или услуге.
Договор франчайзинга заключается с целью создания новых хозяйственных комплексов (магазинов, ресторанов, гостиниц и т.п.), расширения сети рынков сбыта товаров и услуг под фирмой правообладателя. Это отличает его от традиционных лицензионных договоров, позволяющих лицензиату использовать отдельные объекты интеллектуальной собственности – изобретение, полезную модель, товарный знак, литературное произведение и другие охраняемые объекты, права на которые принадлежат лицензиату.
По договору франчайзинга одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и/или коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав: товарный знак, знак обслуживания и т.д.
Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).
Договор франчайзинга не относится к смешанным договорам, хотя и опосредует комплексные обязательственные отношения. Поэтому к нему применяются субсидиарно правила специальных законов об охране исключительных прав. Включение франчайзинга в Предпринимательский кодекс вызвано потребностями рыночных отношений в новой правовой сфере. Первые договоры франчайзинга (они именовались лицензионными) были заключены в Республике Беларусь, когда на белорусский рынок вышли такие фирмы, как "Макдональдс" и "Пицца-хат".
Представляется целесообразным включение норм, регулирующих франчайзинг, в Предпринимательский кодекс отдельным разделом. При этом следует установить форму и условия регистрации договора франчайзинга; права и обязанности сторон; нормы, регулирующие заключение субфранчайзинга; выплату вознаграждения, изменение и прекращение договора франчайзинга, ответственность сторон.
Вместе с тем следует учесть, что правообладатель, как правило, заключает договоры не с одним, а с множеством пользователей, создавая разветвленную сеть торговых и промышленных предприятий, находящихся от него в сильной зависимости. Зависимость пользователей от франчайзера сводится к договорным обязательствам, по которым оператор обязуется соблюдать все правила торговли или производства, установившиеся на фирме-франчайзере, т.е. гарантирует фирменное обслуживание (вплоть до соблюдения мелочей, например использования единой униформы служащих, как в сети "Макдональдс").
Пользователь выплачивает правообладателю вознаграждение в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товара, поставляемых ему правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором.
Правообладатель обязан:
передать пользователю техническую и коммерческую документацию, а также предоставить иную информацию, необходимую пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по договору, проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав;
выдать пользователю предусмотренные договором лицензии, обеспечив их оформление в установленном порядке.
Если договором комплексной предпринимательской лицензии не предусмотрено иное, правообладатель обязан:
обеспечить регистрацию договора комплексной предпринимательской лицензии;
оказывать пользователю постоянное техническое и консультационное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;
контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора комплексной предпринимательской лицензии.
С учетом характера и особенностей деятельности, осуществляемой пользователем по договору комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), пользователь обязан:
использовать при осуществлении предусмотренной договором деятельности фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя указанным в договоре образом;
обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора товаров, оказываемых услуг, выполняемых работ качеству аналогичных товаров, услуг или работ, производимых, оказываемых или выполняемых непосредственно правообладателем;
соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется правообладателем, в том числе указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору прав;
оказывать покупателям (заказчикам) все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (услугу, работу) непосредственно у правообладателя;
не разглашать секреты производства правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию;
предоставить оговоренное количество сублицензий, если такая обязанность предусмотрена договором;
информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации в силу договора комплексной предпринимательской лицензии.
Правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору комплексной предпринимательской лицензии.
По требованиям, предъявляемым к пользователю как к изготовителю продукции (товаров), правообладатель отвечает солидарно с пользователем.
Пользователь, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, имеет по истечении срока договора право на заключение договора на новый срок на тех же условиях.
Правообладатель вправе отказать в заключении договора на новый срок при условии, что в течение трех лет со дня истечения срока данного договора он не будет заключать с другими лицами аналогичных договоров.
Каждая из сторон договора комплексной предпринимательской лицензии, заключенного без указания срока, вправе во всякое время отказаться от договора, уведомив об этом другую сторону за шесть месяцев, если договором не предусмотрен более продолжительный срок.
В случае прекращения принадлежащих правообладателю прав на фирменное наименование и коммерческое обозначение без замены их новыми аналогичными правами договор комплексной предпринимательской лицензии прекращается.
Досрочное расторжение договора комплексной предпринимательской лицензии, заключенного с указанием срока, а также расторжение договора, заключенного без указания срока, подлежат регистрации в порядке, установленном законодательством.
При объявлении правообладателя или пользователя несостоятельным (банкротом) договор комплексной предпринимательской лицензии прекращается.