Листок психолога
Рекомендации педагогам
по организации позитивного взаимодействия с учащимися
1.Уделяйте внимание всем учащимся. Преподаватель должен придерживаться в своем поведении определённой системы, ибо случайный характер взаимодействия с учащимися легко приводит к тому, что с некоторыми учащимися он общается чаще всего и больше, чем с остальными, поскольку хочет слышать правильные ответы на свои вопросы. Он призван обеспечить каждому учащемуся равную возможность участия на уроке. Он должен быть уверен, что его внимание распределяется равномерно, что он никого не забыл и что его контакт, со всеми учащимися занимает более или менее одинаковое время.
2.Найдите возможность для личного контакта с каждым учащимся. Преподаватель должен стараться уделить какое-то время для личного общения с каждым учащимся, так как важность индивидуальных контактов нельзя недооценивать. Контакт может длиться недолго, но его роль очень велика. Особое внимание надо обратить на таких, пассивных учащихся, которые своим поведением провоцируют учителя на то, чтобы он о них забыл.
3.Хвалите учащихся справедливо. Похвалы преподавателя являются важным средством стимулирования учебной деятельности, но если адресуются учащемуся часто и незаслуженно, то быстро девальвируются, так как он становится к ним невосприимчивым. Похвала с целью стимулирования учащегося к учёбе может выполнить эту функцию, только в том случае, если она основана на реальной и честной оценке а его учебной работы. Когда учащийся знает, что преподаватель принимает его таким, какой он есть, нет нужды в ложных похвалах или попытках приукрасить факты. Позитивное отношение учителя поможет учащемуся воспринимать истинную информацию о своих достижениях и рассматривать свои неудачи конструктивно с точки зрения того, как их можно преодолеть. «Столкновение с реальностью в атмосфере, создаваемой тёплым отношением взрослых и их готовностью принять подростка, является необходимым условием формирования у него трезвого и позитивного представления о себе».
4.Учитывайте индивидуальные особенности учащихся. Важно,
чтобы в дополнении к общим требованиям усвоения основного материала перед каждым учащимся ставились индивидуальные цели с учётом уровня его способностей и общего развития. Индивидуальным должен быть и характер поощрения за учебные достижения.
Категорически неприемлема тактика сравнительной оценки каждого из учащихся со всей группой. Индивидуальный подход, который предполагает предъявление к учащимся требований, выполняемых без страха потерпеть неудачу, является надёжным средством создания положительных подкреплений в процессе развития позитивного взаимодействия.