Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно
Используя веб-сайт http://smilgk.minsk-region.edu.by/, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности

Русская литература

Памятка ученику
«Как писать сочинение»
 
1.                Постоянно сверяйте свой текст с заголовком сочинения и «отправной точкой» своего текста — содержанием вступления. Это поможет вам не отступать от темы сочинения.
2.                Раскрывайте тему в соответствии с составленным планом. С помощью языковых средств выражайте логические отношения
3.                Формулируя тезис для каждой микротемы, опирайтесь на основную мысль сочинения, его идею, сформулированную во вступлении.
4.                Во избежание языковых повторов подбирайте синонимы и описательные обороты. Следите за употреблением местоимений при цепной связи предложений.
5.                Одним из способов аргументации является цитирование. Соблюдайте пунктуационные правила при цитировании.
 
Как писать сочинение-рассуждение
 
1.                Помните о том, что вы должны продемонстрировать не только способность думать, рассуждать, размышлять, но и объяснить и убедить; что текст-рассуждение чётко структурирован и строится по схеме: основная мысль — аргументы (доказательства) — вывод.
2.                Продумайте, какой тезис вы будете формулировать и какими доказательствами аргументировать свою позицию. Составьте план сочинения, отразив в нём количество и содержание аргументов.
3.                Приступая к написанию рассуждения, следуйте составленному плану. С помощью языковых средств выражайте логические отношения между частями текста.
4.                Формулируя тезис для каждой микротемы, опирайтесь на общий тезис сочинения, его идею, сформулированную в первой части.
5.                Во избежание языковых повторов подбирайте синонимы и описательные обороты. Следите за употреблением местоимений при цепной связи предложений.
6.                Одним из способов аргументации является цитирование. Соблюдайте пунктуационные правила при цитировании.
 
Работайте с черновиком! Это поможет вам скорректировать план сочинения, организовать редактирование текста, исправить ошибки. Существуют определённые рекомендации по оформлению черновика. Вот некоторые из них.
1.                Оставляйте просвет между строками в черновике: это даст вам возможность в процессе редактирования вставлять слова, словосочетания и даже предложения.
2.                Пишите текст на одной стороне листа: при редактировании вам может понадобиться вставить не слово и даже предложение, а довольно значительный кусок текста. Тогда в том месте, где вы хотите сделать вставку, поставьте какой-нибудь условный знак, а на оборотной (чистой) стороне под тем же условным знаком напишите желательную для вас вставку.
3.                Оставляйте хотя бы небольшие поля. Во время правки при первом чтении бывает, что вы видите необходимость исправления той или иной фразы, но как её исправить, пока ещё не ясно. Сделайте пометку на полях, и вы сможете вернуться к этой фразе и исправить её.
4.                Соблюдайте абзацы. На границе частей сочинения, соответствующих новым пунктам плана, пропускайте ещё и дополнительно пустую строчку.
 
При редактировании постарайтесь избавиться от слишком длинных фраз. Во время написания текста могут появиться такие тяжеловесные предложения. В процессе редактирования можно спокойно обдумать, как из одной длинной фразы сделать две короткие или вообще убрать кое-какие слова, оказавшиеся лишними.
Переделка фраз, зачёркивание одних, вставка других и вообще любые изменения в тексте могут привести к тому, что должна быть изменена форма слова, но по невнимательности ученик забывает это сделать сразу. В результате нарушаются грамматические законы связи слов и появляются грамматические ошибки. Чтобы их избежать, помните, что после любого изменения в тексте надо медленно и выразительно, желательно вслух (шёпотом!), прочесть весь кусок текста, в котором проделаны изменения. Все грамматические сдвиги вы сможете уловить и исправить.
Прежде чем переписать на чистовик изложение или сочинение, надо внимательно в черновике рассмотреть каждое предложение:
  •     есть ли в нём мысль, достаточно ли ясно она выражена;
  •     все ли слова вам понятны, нет ли среди них разговорных, которые неуместно использовать в тексте;
  •     не встречалось ли то или иное слово в предыдущей фразе;
  •     найдите основу предложения, чтобы правильно расставить знаки препинания в нём;
  •     особое внимание обратите на местоимения, причастия и деепричастия — верно ли они употреблены;
  •     в сложноподчинённых предложениях найдите средства связи предложений и убедитесь в их правильном выборе.
 
Не ленитесь поработать над предложением, в котором заметили какие-либо недостатки, исправьте всё, что можете.


 
 
ПАМЯТКА
 
Как писать подробное изложение
 
1. Внимательно прослушайте текст, который вам предстоит письменно изложить.
2. Обдумайте содержание текста, определите значение непонятных слов.
3. Прослушивая текст второй раз, записывайте в черновике ключевые слова, наиболее яркие выражения; некоторые слова, употреблённые для связи предложений и абзацев текста. Затем составьте план.
4. Пользуясь своими записями и составленным планом, приступайте к написанию чернового варианта изложения.
5. Отредактируйте черновик, обращая внимание на:
а) точность передачи сюжета, фактов, логику развёртывания темы, связь между предложениями и микротемами текста;
б) соответствие изложения типу и стилю речи исходного текста;
в) соблюдение лексических и грамматических норм;
г) орфографическое и пунктуационное оформление текста
6. Перепишите текст, затем внимательно проверьте его.

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ

(35 часов)
 
Раздел I. «СЕРЕБРЯНЫЙ МЕСЯЦ ЯРКО / НАД СЕРЕБРЯНЫМ ВЕКОМ СТЫЛ» (А. Ахматова): серебряный век русской поэзии
Тема 1. Европейский модернизм (2 часа). Социально-исторические и эстетические факторы возникновения модернизма в мировой литературе и искусстве. Импрессионизм и экспрессионизм. Философская основа европейского символизма, его художественные принципы. Творческие искания П. Верлена, А. Рембо, М. Метерлинка. Восприятие и интерпретация философско-эстетических идей европейского модернизма в русской литературе.
Тема 2. А. А. Блок (1 час). Традиции и новаторство в лирике поэта (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А.  Фет). Творчество Блока и русская живопись (В. Васнецов. «Гамаюн, птица вещая», М. Врубель. «Демон»). Блок и символизм (лирика, поэмы «Соловьиный сад», «Возмездие»). Новации поэта в области русского стиха. Воспоминания современников (В. Ходасевич, Л. Блок, М. Бекетова, А. Белый, М. Волошин, К. Бальмонт, З. Гиппиус) о поэте.
Тема 3. Русский футуризм как эстетический феномен (2 часа). Литературный и живописный авангард. Творчество В. Хлебникова – лидера русских кубофутуризмов («Заклятие смехом», «Бобэоби…», «Перуну», «В лесу. Словарь цветов», «Лесная дева», «Журавль», «Вила и Леший», «Гибель Атлантиды», «Каменная баба»). Поэзия В. Хлебникова и футуристов-живописцев (К. Малевич, Н. Гончарова, Д. Бурлюк,   П. Филонов). Личность и поэзия В. Хлебникова в восприятии современников и поэтов следующих поколений. Эгофутуризм И. Северянина в контексте русской поэзии серебряного века. Образы и мотивы его лирики («Солнце и море», «Весенний день», «Мороженое из сирени», «Фантазия восхода». Северянин в оценке современников.
Тема 4. Акмеизм (1 час). Н. Гумилёв – глава русских акмеистов. Жизнеутверждающий характер поэзии Н. Гумилёва. Образы и мотивы мировой культуры в лирике Н. Гумилёва. Рисунки Н. Гумилёва. Статьи Гумилёва о современных поэтах (С. Городецкий, А. Ахматова и др.). Стихотворные посвящения поэту (М. Волошин, Д. Андреев, И. Северянин, О. Мандельштам и др.). Музыкальные произведения на стихи Гумилёва («Это было, это было…», «Романс», «Жираф» и др.).
Тема 5. Поэты вне литературных групп и течений (1 час). Судьба и творчество М. Волошина в контексте серебряного века. Идейно-эстетическая позиция поэта. Взаимоотношения с современниками. Основные темы, мотивы, образы лирики Волошина («Коктебель», «Она», «Дом поэта», «Гражданская война», др.).
 
Раздел II. «…ПОРА ПОЛИТИЧЕСКИХ ОЦЕНОК ПРОЙДЁТ»
(М. Осоргин): литература 20–30-х годов
Тема 1. Литературные группы и объединения 20–30-х гг. (1 час). Многообразие художественных манифестов в литературе 20-х годов («Скифы», «ЛЕФ», имажинизм, «Серапионовы братья», «Перевал», «Пролеткульт», другие группы ВАПП, литературные объединения русского зарубежья).
Тема 2. Художественный мир пьес В. В. Маяковского (1 час). «Мистерия-буфф» как уникальный пример синтеза искусств (литература, живопись, театр). Актёрское (риторическое, декламационное и др.) мастерство В. Маяковского. Связи творчества Маяковского и живописного авангардизма. Пьесы «Клоп» и «Баня» в контексте развития драматургии 20–30-х гг. («Голый король» Е. Шварца, «Иван Васильевич» М. Булгакова). Пьесы Маяковского на сцене. Творчество В. В. Маяковского в оценке его современников.
Тема 3. С. А. Есенин (1 час). Формирование образной системы поэта. Есенин и имажинизм. Современность и история в поэмах Есенина «Пугачёв», «Страна негодяев». Трактовка образа Пугачёва С. Есениным и А. Пушкиным («Капитанская дочка»). Творчество С. Есенина в оценке русской эмиграции и современников. Личность поэта в оценке М. Танка («Сяргей Ясенін»).
Тема 4. Художественный мир ранней прозы М. А. Булгакова (1 час). Своеобразие реализма в ранней прозе М. Булгакова («Записки юного врача»), автобиографические истоки в ней. Своеобразие сатиры писателя: «Похождения Чичикова» М. Булгакова и «Мёртвые души, или Похождения Чичикова» Н. Гоголя.
Тема 5. «Театр» Булгакова: традиции и новаторство (1 час). Связи прозы и драматургии писателя. Роман «Белая гвардия» и пьеса «Бег»: своеобразие жанра, персонажной системы, композиции. Специфика создания драматургического и эпического образов. Сценическая судьба пьес Булгакова.
 
Раздел III. «ПЕРЕД ЛИЦОМ УШЕДШИХ БЫЛЕЙ / НЕ ВПРАВЕ ТЫ КРИВИТЬ ДУШОЙ…» (А. Т. Твардовский): литература 20–30-х годов
Тема 1. Мир творчества А. П. Платонова (1 час). Истоки творческой индивидуальности писателя. Поэтическое начало в его прозе (ранний сборник стихов «Голубая глубина»). Своеобразие платоновского героя, особенности сюжета и конфликта («Возвращение»). Синтез «мысли» и «души» в произведениях писателя.
Тема 2. Многогранность творческого облика М. Цветаевой (1 час). Стихотворные посвящения Цветаевой поэтам-современникам (А. Блок, В. Маяковский, А. Ахматова). Тема судьбы и её трагическое звучание в драмах («Ариадна», «Федра» – по выбору учителя). Проза М. Цветаевой (очерки «Живое о живом», «Мать и музыка», «Поэт о критике», литературное эссе «Пушкин и Пугачёв» – по выбору учителя).
Тема 3. Поэт и время (1 час).. Тема творчества и судьбы художника слова в осмыслении поэтов-классиков (А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев и др.) А. Блока, М. Цветаевой, В. Маяковского, Н. Гумилёва, О. Мандельштама, С. Есенина и др. – по выбору учителя. Образы этих поэтов в русской живописи ХХ в.
Тема 4. М. Шолохов-рассказчик (1 час). Сборник «Донские рассказы» как «предыстория» романов писателя. Тематика, конфликт, герой в рассказах. Поэтика заглавия, особенности композиции, стилевые поиски. Экранизация рассказов М. Шолохова. Оценка сборника современным литературоведением.
Тема 5. Тема русской деревни в прозе (1 час). Экология души и экология совести в повести В. Распутина «Прощание с Матёрой», рассказы «Пара гнедых», «Хлеб для собаки» В. Тендрякова. Культурно-исторические и бытийные темы в произведениях. Проблема национального самосознания и истоки его формирования. Сюжетное и историческое время. Конфликт личности и общества в произведениях.
 
Раздел IV. «…Я СЧАСТЛИВА, ЧТО ЖИЛА В ЭТИ ГОДЫ И ВИДЕЛА СОБЫТИЯ, КОТОРЫМ НЕТ РАВНЫХ» (А. А. Ахматова): литература 40–50-х годов
Тема 1. Великая Отечественная война в русской прозе (1 час). Отражение общественных настроений в литературе послевоенного десятилетия. Русская батальная проза первого послевоенного десятилетия: традиции и новаторство. «В окопах Сталинграда» В. Некрасова и полемика вокруг повести. Гражданская позиция автора. Специфика постижения правды войны в произведении.
Тема 2. А. Т. Твардовский (1 час). Тема войны в стихах («Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась война…» и др.) Твардовского. Психологическая глубина, философское содержание поэмы «Дом у дороги». Тема дома и её художественное воплощение. Традиции некрасовской (стихотворение «Родина») и блоковской поэзии (поэма «Песня судьбы»).
Тема 3. А. А. Ахматова (1 час). Новаторство любовной лирики («Нам свежесть слов и чувства простоту…», «И упало каменное слово…» и др.) Ахматовой. Поколение современников и предшественников в художественном мире Ахматовой («А вы, мои друзья последнего призыва!..», «Городу Пушкина», «Летний сад» и др.). Творчество Ахматовой в восприятии современников и поэтов последующих поколений. Портреты А. Ахматовой (К. С. Петров-Водкин, Л. В. Пастернак, Ю. Анненков, Н. Альтман, А. Модильяни). 
Тема 4. Своеобразие художественного метода Б. Л. Пастернака и его реализация в романе «Доктор Живаго» (2 часа). История создания и издания произведения. Значение завершающего его стихотворного цикла. Основные темы и мотивы цикла. Образная система романа. Личность в контексте исторических событий ХХ в. Символика романа. Литературно-критическая полемика вокруг произведения. Стихотворения Б. Пастернака в репертуаре современных исполнителей. Русская и американская киноверсии романа.
Тема 5. Образ Гамлета в русской и мировой литературе (1 час). «Гамлет» У. Шекспира: трагедия бытия личности. «Вечный» образ в драматургической и лирической интерпретациях. Образ Гамлета в контексте стилевых поисков А. Блока («Я – Гамлет. Холодеет кровь…») и Б. Пастернака («Гамлет»).
 
Раздел V. «ВРЕМЕНА НЕ ВЫБИРАЮТ…» (А. Кушнер):
литература 50-х – начала 60-х годов
 
Тема 1. «Оттепель» как особый период в истории русской литературы и общественной жизни (1 час). Осмысление «оттепельного» времени в современном литературоведении. «Возвращение» в литературу реабилитированных писателей. «Поэтический бум».
Тема 2. Творчество писателей-«шестидесятников» как историко-литературный феномен (1 час). Лирическая проза Ю. П. Казакова. Этапы жизненного и творческого пути Ю. Казакова. Тип героя, своеобразие конфликтов, импрессионизм стиля произведений писателя («Арктур – гончий пёс», «Осень в дубовых лесах» и др.). Статьи Казакова о лирической прозе. Ю. Казаков в воспоминаниях современников.
Тема 3. А. И. Солженицын (2 часа). Роль писателя в русском историко-культурном контексте ХХ в. Философия жизни, постижение основ бытия в повести «Раковый корпус». Идейный смысл противопоставления двух миров в произведении. Смерть как этическое понятие в художественном мире повести. Автобиографический компонент в произведении.
Тема 4. Лагерная тема в русской прозе. Конфликт личности и тоталитарной системы как основа лагерной прозы. Мемуарно-автобиографический характер книги «Крутой маршрут» Е. Гинзбург. Историческая достоверность произведения, пафос книги. История опубликования произведения. Постановка повести на сцене театра «Современник». (1 час).
Тема 5. Драматургия А. Вампилова (1 час). Творчество А. Вампилова как рубежное явление в развитии русской драматургии послевоенного времени. Глубокий трагизм творческой судьбы Вампилова. Драматическое напряжение как главное качество произведений художника слова («Старший сын», «Прощание в июне»). Ситуации выбора, расставания с иллюзиями, мечты и надежды героев. Авторское определение жанра пьес («трагикомическое представление или анекдот»).
 
Раздел VI. «ЕСЛИ НЕ ЖИТЬ СОВРЕМЕННОСТЬЮ – НЕЛЬЗЯ ПИСАТЬ» (А. А. Блок): литература 70–90-х годов ХХ – начала ХХI века
Тема 1. Традиции и новаторство в поэзии 90-х гг. ХХ в. (1 час). Творческие поиски Б. Ахмадуллиной, Д. Самойлова, А. Кушнера, Ю. Кузнецова и др. Обогащение тематического пространства лирики. Зарождение новых эстетических подходов в поэзии (Т. Кибиров, Л. Рубинштейн, В. Соснора и др.). Эксперименты в области стиха.
Тема 2. Осмысление проблемы «личность и социум» в прозе 70–
90-х гг
. (1 час). «Городские» повести («Дом на набережной», «Предварительные итоги», «Долгое прощание») Ю. Трифонова в контексте творческих поисков писателя и литературы ХХ в. Бытовые и бытийные понятия в прозе Ю. Трифонова. Традиции А. П. Чехова в прозе Ю. Трифонова («Скучная история» А. П. Чехова и «Предварительные итоги» Ю. Трифонова). Проблема творческой индивидуальности писателя. Символика названий и финалов повестей.
Тема 3. Жанрово-стилевые тенденции «переходного» типа в прозе 70–90-х г. (2 часа). Роман «Пушкинский дом» А. Битова: проблема героя времени; художественная структура произведения (интертекстуальность, категория игры, принцип вариативности; рассказы и статьи, примыкающие к роману). Роль А. Битова в обогащении реализма в русской литературе и становлении постмодернизма.
Тема 4. Жанрово-стилевой характер драматургии рубежа веков (1 час). Многообразие творческих индивидуальностей; спор с традицией. Творческие поиски представителей «поствампиловской» волны («Опять двадцать пять» Л. Петрушевской). Драматургические римейки («Чайка» Б. Акунина, «Смерть Ильи Ильича» («Облом-off») М. Угарова).

Тема 5. Русскоязычная литература Беларуси (1 час). Тенденции развития прозы («Радимичи» Н. А. Голубевой, «Польша не заграница» О. А. Ждана), поэзии (Л. Н. Турбина, Д. Ю. Строцев), драматургии (пьесы Е. Поповой): традиции и новаторство.

Автор Т. В. Сенькевич

Разделы сайта